О приучении к горшку

Существует множество советов о том как приучить ребенка к горшку , конкретных и пошаговых. Мне хотелось рассказать о другом.

Давным-давно​, будучи ещё молодой мамой полуторогодовалого ребёнка, которая не имела и понятия о психофизиологических особенностях этого возраста, я ,открыв рот слушала рассказы других мам, окруживших песочницу.

"Вот у меня сразу с горшком не было проблем! Сыну был один месяц, ну, как только начал головку держать, так и начала приучать его к горшку. Вернее к миске. Держу его над ней, он писает, звук слышит, вырабатывается рефлекс. Это мне мама посоветовала. Как я ей благодарна! Теперь никаких памперсов! Экономия времени, сил и денег."

История следующая, вообще, повергла меня в смятение.

"Моя дочь такая чистюля! Она с рождения, как только захочет пописать, сразу издает такой характерный звук. Уж я её с первой секунды понимаю и сразу сажаю на горшок. Так и приучила! Она у меня такая умница!"

Последняя фраза наиважнейшая! "У меня". Только у этих людей должно быть всё самое лучшее, а иначе и они, значит, не "самые-самые". Думаю, многие сталкивались с такими мамами и их уникальными детьми. При этом говорят они очень уверенно и безапелляционно, так ,чтобы самим не разувериться в своей правоте. Нарцисизм — болезнь века.

Таким образом у меня постепенно вырабатывался комплекс плохой, нечуткой матери. Да и ребенок мой, оказывался, не самый смышленый. Проходило время, всё шло своим чередом. Конечно, не в 5 месяцев и даже не в полтора года, а ближе к двум годам моё дитя заинтересовалось туалетом и процессами в нём происходящими. Сначала появился горшок в туалете чтобы "вместе с мамой" , затем детская крышка на унитаз. Так это чудо и свершилось!

Став психологом, теперь понимаю какой важный период мы с ребенком тогда проживали. Многие неврозы, а также сложные характеры взрослых людей имеют корни именно там.

Читая книгу Франсуазы Дальто, известного детского психоаналитика, которая всю жизнь посвятила работе с детьми, начинаю понимать, как важно мне было бы тогда знать эту информацию. Хочется немного поделиться и с вами!

"Натаскивание ребенка на чистоплотность является в нашем обществе самой большой ошибкой, которую только можно совершить по отношению к будущей личности", — говорит она, имея ввиду период приучения к горшку. Также она утверждает, что чем раньше ребенок был приучен к опрятности, тем с большими сложностями встретится при дальнейшем развитии и тем хуже ощущает себя при взрослении.

Ребенок приучается к культуре испражнений путем необходимости. Это доказывает опыт примитивных племён, где нет культуры "дрессировки" детей . И тем не менее у них нет малышей, которые бы к трем годам не контролировали бы свои телесные отправления.

Если же ребенку навязать определенные правила раньше, чем он почувствовал в этом необходимость, очень вероятно у него возникнут трудности в характере, вплоть до невроза навязчивости. Конечно, преимущества для взрослых неоспоримы — экономия средств, сил физических. Но насколько соизмеримы год, полтора родительского терпения со всей дальнейшей жизнью вашего ребенка? Думаю, вы будете страдать не меньше, чем он, из-за особенностей его характера . А ведь это на всю жизнь! Вашу и его!

Дольто говорит, что нервная система малыша продолжает своё развитие ещё до полутора лет. Сказать, что он владеет мышечной системой можно лишь тогда, когда он может самостоятельно подняться и спуститься с лестницы, либо со ступенек. До этого момента она считает недопустимым привлекать внимание ребенка к сфинктерам ануса и мочеиспускательного канала, придавая этому нравственную и эстетическую ценность — "хорошо" если ребенок не записался и "плохо"— если наоборот . Не стоит заставлять ребёнка контролировать эти процессы в угоду взрослому. Нужно, чтобы это делалось ради удовольствия от собственных достижений.

Большинство конфликтов между родителем и ребенком происходит вокруг испражнений, которые ребенок хочет или не хочет дать родителю. Отсюда наказания, запреты, навязывания. Представьте на сколько снимется напряжение, если убрать эту составляющую из их общения. Перестаньте так волноваться по этому поводу!

Теперь по порядку:

1. Примерно к 1,5 — 2,5 годам ребёнок сам захочет делать "это", как взрослый или как братик (сестра). Если он попросит, вы можете легко поставить его горшок в туалет, чтобы иногда он мог это делать там. Опять же, прошу заметить, если попросит, если захочет. В противном случае продолжайте менять подгузники.

2. В возрасте от 1 года до 1,5 ваш ребенок начнет понимать разницу между мочей и калом. Тогда об этом нужно поговорить и с этих пор называть все своими именами. "Ты пописал!", "Ты покакал!".

3. Самое главное правило: "Никогда не стыдите ребенка!!!". Фразы типа "Фу! Как воняет!", "Кто это написал (накакал)?! ", "Ай-ай как некрасиво!" и т.д. выбросьте из своего лексикона навсегда!!! Даже если вы чувствуете разочарование, потому что ваш малыш уже ходил на горшок, а теперь опять вдруг вздумал "в штаны". Будьте терпеливы! Помните, из вас двоих взрослый — вы! Уважайте своего кроху. Он решил, что сегодня он "это" сделает таким образом. Он экспериментирует, исследует. Возможно, завтра вас ждет сюрприз! Обязательно похвалите тогда ваше чадо.

4. И самое главное, нужно объяснить ребенку, что все что мы выделяем — это уже не нужно и уже ни для чего не пригодится. Потому мы это выписываем или выкакиваем, а затем отбрасываем, но совсем не потому что мы считаем это каким-то противным, а именно потому, что это уже ни для чего не годиться.

На протяжении ближайших двух лет нужно учить ребёнка овладевать своей мышечной системой, что подспудно поможет и в овладении своим телом, к чему и стремится каждая мама, пытаясь приучить малыша к "писять-какать".

Ребенку нужно учиться самому

О приучении к горшку. Блог Марины Слободяник
  • подниматься и спускаться по ступенькам
  • ставить на место бьющиеся предметы
  • пинать мяч ногой в заданном направлении
  • застегивать и растегивать пуговицы
  • целясь, бросать камни
  • переносить с одного стола или стула на другой вначале на половину заполненную баночку, затем полную
  • переносить свой стульчик на кухню, к игровому столу
  • убирать игрушки вместе с мамой, а затем и самому
  • разрезать бумагу и т.д.

Все это следует делать при поддержке взрослого. Выказывайте свою радость и уважение к ребенку, когда у него получается. Так вы разовьёте силу мышц конечностей, равновесие, умение направлять и управлять движениями тела, ловкость рук. Это также способствует развитию речи вашего малыша, придаст уверенности в том, что все ему по силам.

Мне очень импонирует подход Марии Монтессори к развитию и обучению ребенка. Она говорила о том, что задача родителей не научить ребенка, и уж тем более, не сделать что-либо за него, а ПОМОЧЬ ЕМУ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ!


5

Комментарии  

0
Очень хорошо написано! Спасибо за интересную статью! :-)
Ответить Ответить с цитатой ОТВЕТИТЬ
Все права защищены © 2018
Слободяник Марина Валериевна

психолог • сексолог • семейный консультант в городе Винница
Слободяник Марина Валериевна

психолог • сексолог • семейный консультант в городе Винница
Все права защищены © 2018

Проблемы, с которыми я работаю


  • Тревога, беспокойство, связанное с собственной жизнью или с жизнью близких
  • Раздражительность, вспыльчивость, приводящие к конфликтам
  • Длительное нахождение в ситуации неудовлетворенности (в семье, работе, учебе, личной жизни)
  • Подверженность соматическим заболеваниям (частые простуды, наличие хронических заболеваний, функциональные нарушения )
  • Склонность к зависимостям от еды, людей
  • Сложность осуществлять выбор, находить подходящие решения в сложных ситуациях (что Я «хочу», и что Я «должен»)

Проблемы, с которыми я работаю


  • Сложности в адаптации в детском саду, в школе (особенно 1-ый, 5-ый, 10-ый классы), в любом детском коллективе
  • Тревожность и страхи
  • Психосоматические заболевания (энурез, энкопрез, заикание, тики)
  • Травма потери, насилия, шоковая травма
    (авария, война, наблюдение за насилием и т.д.)
  • Развод родителей
  • Агрессивность, истеричность, гиперактивность
  • Самоповреждающее поведение (порезы, проколы, обгрызание ногтей, расчесывания, вырывание волос, ресниц, бровей, обкусывание внутренней поверхности щек и т. д.)
  • Нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия)
  • Депрессивные состояния
  • Проблемы с сексуальной идентификацией

Проблемы, с которыми я работаю


  • Работа с одним членом семьи, двумя супругами или всей семьёй
  • Напряжение в отношениях с родителями: непонимание, ссоры, недовольство
  • Проблемы, связанные с воспитанием детей
  • Проблемы построения женско-мужских отношений (знакомство, сохранение отношений, проживание кризисов в отношениях, страх расставания, одиночества, неполноценности)
  • Проблемы в семье: между супругами, между поколениями (свекровь-невестка), между детьми
  • Болезнь, потеря одного из членов семьи
  • Неравномерность присутствия в семье одного из родителей, растущая неудовлетворенность этой ситуацией
  • Сложная ситуация в семье: потеря работы одним из супругов, развод и т.д.
  • Проблемы в сексуальной сфере

Проблемы, с которыми я работаю


  • Сложности в достижении оргазма
  • Преждевременная эякуляция
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН)
  • Несовместимость партнёров
  • Сложности в осуществлении полового акта
  • Любовные треугольники и выход из них
  • Проблемы, связанные с выбором половой ориентации и т.д.

О группе


  • Кем могут быть участники группы?
  • Обычно это люди различных профессий и разных возрастных категорий. Единственное, что их обьединяет — стремление поисследовать себя и свою жизнь, а также решить какие-то свои проблемы.
  • Чем занимаются на группе и чем она может быть полезна именно вам?
  • На группе вы не услышите прямых ответов на свои вопросы. Во всяком случае ведущий не будет стремиться их давать. Смысл работы в такой группе в том, что вы сами можете найти эти ответы в процессе взаимодействия с участниками и с ведущим. Это важно, потому что только в таком случае вы пройдете свой собственный ПУТЬ их поиска, и это будут действительно ВАШИ ответы.
  • Можно ли доверять группе?
  • Участники группы руководствуются определенными ПРАВИЛАМИ, в числе которых требования:
  • конфиденциальности
  • включенности
  • ответственности
  • недопустимости психологического или физического давления

О группе


  • Как это происходит?
  • Формируется небольшая группа (по 5 человек), где в доверительной обстановке вы сможете:
  1. Задавать даже самые ”неудобные” вопросы о сексе и получать на них ответы
  2. Написать свою “любовную карту” и понять какому сценарию вы следуете в отношениях с партнёром
  3. Узнать о том, какой именно партнёр вам идеально подойдёт
  • Вас ждёт ещё много интересного!
  • Группа закрытая, поэтому после набора новые люди уже не включаются в группу. Это делается для того, чтобы участники могли доверять друг другу, а также для большей конфиденциальности.
  • Кому была бы интересна эта группа?
  • Всем, кому интересна и важна тема секса и отношений!
    Тем, кто может и хочет об этом поговорить!

Проблемы, с которыми я работаю


  • Тревога, беспокойство, связанное с собственной жизнью или с жизнью близких
  • Раздражительность, вспыльчивость, приводящие к конфликтам
  • Длительное нахождение в ситуации неудовлетворенности (в семье, работе, учебе, личной жизни)
  • Подверженность соматическим заболеваниям (частые простуды, наличие хронических заболеваний, функциональные нарушения )
  • Склонность к зависимостям от еды, людей
  • Сложность осуществлять выбор, находить подходящие решения в сложных ситуациях (что Я «хочу», и что Я «должен»)

О группе


  • Как это происходит?
  • Формируется небольшая группа (по 5 человек), где в доверительной обстановке вы сможете:
  1. Задавать даже самые ”неудобные” вопросы о сексе и получать на них ответы
  2. Написать свою “любовную карту” и понять какому сценарию вы следуете в отношениях с партнёром
  3. Узнать о том, какой именно партнёр вам идеально подойдёт
  • Вас ждёт ещё много интересного!
  • Группа закрытая, поэтому после набора новые люди уже не включаются в группу. Это делается для того, чтобы участники могли доверять друг другу, а также для большей конфиденциальности.
  • Кому была бы интересна эта группа?
  • Всем, кому интересна и важна тема секса и отношений!
    Тем, кто может и хочет об этом поговорить!

О группе


  • Кем могут быть участники группы?
  • Обычно это люди различных профессий и разных возрастных категорий. Единственное, что их обьединяет — стремление поисследовать себя и свою жизнь, а также решить какие-то свои проблемы.
  • Чем занимаются на группе и чем она может быть полезна именно вам?
  • На группе вы не услышите прямых ответов на свои вопросы. Во всяком случае ведущий не будет стремиться их давать. Смысл работы в такой группе в том, что вы сами можете найти эти ответы в процессе взаимодействия с участниками и с ведущим. Это важно, потому что только в таком случае вы пройдете свой собственный ПУТЬ их поиска, и это будут действительно ВАШИ ответы.
  • Можно ли доверять группе?
  • Участники группы руководствуются определенными ПРАВИЛАМИ, в числе которых требования:
  • конфиденциальности
  • включенности
  • ответственности
  • недопустимости психологического или физического давления

Проблемы, с которыми я работаю


  • Сложности в достижении оргазма
  • Преждевременная эякуляция
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН)
  • Несовместимость партнёров
  • Сложности в осуществлении полового акта
  • Любовные треугольники и выход из них
  • Проблемы, связанные с выбором половой ориентации и т.д.

Проблемы, с которыми я работаю


  • Работа с одним членом семьи, двумя супругами или всей семьёй
  • Напряжение в отношениях с родителями: непонимание, ссоры, недовольство
  • Проблемы, связанные с воспитанием детей
  • Проблемы построения женско-мужских отношений (знакомство, сохранение отношений, проживание кризисов в отношениях, страх расставания, одиночества, неполноценности)
  • Проблемы в семье: между супругами, между поколениями (свекровь-невестка), между детьми
  • Болезнь, потеря одного из членов семьи
  • Неравномерность присутствия в семье одного из родителей, растущая неудовлетворенность этой ситуацией
  • Сложная ситуация в семье: потеря работы одним из супругов, развод и т.д.
  • Проблемы в сексуальной сфере

Проблемы, с которыми я работаю


  • Сложности в адаптации в детском саду, в школе (особенно 1-ый, 5-ый, 10-ый классы), в любом детском коллективе
  • Тревожность и страхи
  • Психосоматические заболевания (энурез, энкопрез, заикание, тики)
  • Травма потери, насилия, шоковая травма
    (авария, война, наблюдение за насилием и т.д.)
  • Развод родителей
  • Агрессивность, истеричность, гиперактивность
  • Самоповреждающее поведение (порезы, проколы, обгрызание ногтей, расчесывания, вырывание волос, ресниц, бровей, обкусывание внутренней поверхности щек и т. д.)
  • Нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия)
  • Депрессивные состояния
  • Проблемы с сексуальной идентификацией